Вопросы до открытия турагентства
Вы собираетесь открыть туристическое агентство и представляете, как люди будут записываться к вам в очередь на путевки. Вы будете дарить клиентам радость, а они будут вам благодарны. Вас переполняет энтузиазм, и чтобы он не сменился разочарованием, зададим себе ряд вопросов.
Самостоятельность, или под крыло к сильной компании?
1. Хотите ли вы работать как самостоятельное агентство или вступить в сеть известного агентства по договору франчайзинга?
Преимущество франчайзинга – это узнаваемость бренда. У компании-франчайзера единый саll-центр, сайт, на котором размещены адреса всех пункты продаж, повышенная комиссия. Когда клиент приходит к вам, он говорит: «А, вы «Х-тур», мы уже через вас ездили отдыхать, нам понравилось!» – хотя речь может идти совсем о другом турагенте, работающем в вашей сети.
Если вас прельщают указанные преимущества, то следует рассмотреть, соответствует ли ваша компания условиям вступления в сеть. Условия обычно включают требования к расположению офиса, к площади помещения, его техническому обеспечению, дизайну и т.д. Также необходимо рассчитать, какую ежемесячную ставку вам выгоднее платить.
Вступление в сеть может показаться очень привлекательным, но самое главное – трезво оценить свои возможности. Бывает, что в погоне за стандартами сети приходится арендовать помещение по более высокой цене, что ощутимо бьет по карману, особенно когда компания только начинает работать и стеснена в средствах.
Кадры — это важно
2. Кто будет работать у вас?
Конечно, если вы имеете финансовые возможности, то сразу же хочется нанять опытного, знающего менеджера, от которого ни один клиент не уходит без путевки; специалиста, способного одновременно бронировать тур, оформлять договор с клиентом, отвечать на телефонные звонки, копировать документы, и все это с улыбкой и знанием дела.
Вспомните, когда вы последний раз ездили за границу в турпоездку, вам давали бланк строгой отчетности? Как, вы даже не знали, что есть такой? Значит, не давали. Как видите, существует вероятность того, что часть туров опытный менеджер оформит «мимо кассы», т.е. вы даже об этом не узнаете.
Опасаясь таких ситуаций, многие владельцы начинают работать в качестве менеджеров сами. Разумеется, знать о турбизнесе вы должны больше, чем клиенты, и, конечно, просто обязаны им что-нибудь посоветовать, рассказать, объяснить, предложить.
Если вы пока этого не можете, то лучше сначала обзавестись опытом работы, поездить в рекламные туры (к слову, в них придется ездить постоянно, и к этому надо быть готовыми), самим увидеть те места, куда вы отправляете туристов и отпускников.
Владельцы, которые только начинают свою работу в качестве менеджеров, сами плохо разбираются в этом бизнесе и обладают свойством притягивать к себе таких же «специалистов». Как следствие, возникают неприятные ситуации.
Например, к вам приходит человек, который хочет отдохнуть в Турции. У вас лично предвзятое отношение к Турции, и вы говорите ему: «Зачем вам Турция? Турция такая-то и такая-то, поезжайте в Европу!»
Или вас спрашивают, в каком отеле в Египте лучше поселиться, а вы затрудняетесь с ответом. Или отправляете подростка, желающего повеселиться в компании сверстников, в тихое место, где отдыхают преимущественно пенсионеры. Во всех этих и аналогичных случаях клиентов вы гарантированно потеряете.
Только на друзьях «выехать» не получится
3. Как клиенты узнают о вас?
Перейдем к клиентам. Конечно, открывая туристическое агентство, вы сразу захотите отправить отдохнуть всех своих знакомых, друзей, родственников, настоящих и бывших коллег…
Сразу стоит предупредить: если вы не думали, как привлекать клиентов, и надеетесь «выехать» только за счет друзей и знакомых, то даже не думайте открывать предприятие, потому что привлечение клиентов – это наиважнейшая составляющая турбизнеса.
Когда-нибудь в одном из рекламных туров «старожилы» этой сферы скажут вам, что с друзьями вообще не стоит связываться: они постоянно требуют скидок, всем недовольны и у них всегда наготове претензии.
Туристические компании решают проблему привлечения клиентов по-разному: они размещают рекламу в Интернете, газетах и журналах, активно участвуют в форумах, продвигают свои сайты, раздают листовки на улицах, но зачастую эта реклама может оказаться неэффективной и при этом опустошить бюджет.
Конечно же, реклама должна быть оригинальной. Она должна подчеркивать вашу индивидуальность: у вас должно быть то, чего нет у других. Можно, например, в подарок давать клиенту путеводитель по стране, предлагать уникальные туры, принимать кредитные карточки. Работать следует только с надежными и проверенными операторами, чтобы избежать эксцессов.
Терпение, и только терпение
4. Готовы ли вы сохранять спокойствие и быть терпеливыми?
Когда вы все для себя решили и определились, осталось выяснить самое главное: готовы ли вы работать около двух лет в убыток? Дело в том, что, по статистике, туристическое агентство начинает приносить прибыль через два года.
Следует учесть и тот факт, что люди неохотно доверяют агентству, которое только что открылось, поэтому приготовьтесь к тому, что вас будут спрашивать: «А вы давно работаете? А сколько вы уже на рынке? Почему раньше вас не было видно?»
Заодно приготовьтесь к тому, что надо быть терпимее – ведь вы работаете с людьми. Вам придется объяснять, почему у вас тур дороже на несколько долларов, чем в другом агентстве. Вам могут позвонить и сказать, что вы обещали своевременный вылет, а самолет задерживают на час. Это, может быть, и не ваша вина, но с претензиями «почему не встретили», «почему не заселили» и с заявлениями вроде «не на того напали» придется сталкиваться именно вам.
Подведем итоги..
Перед тем как открывать туристическое агентство, мы решаем для себя, вступать в сеть известного агентства или нет, подбираем людей, которые будут у нас работать, восполняем собственные пробелы в географии и знании отелей, придумываем дешевые способы привлечения клиентов, находим уникальные предложения для туристов, далее ориентируемся по бюджету, сможем ли мы проработать при существующих затратах около двух лет себе в убыток…
Если мы ответим на эти вопросы, то не потратим денег впустую и не повторим ошибок людей, не отнесшихся к делу серьезно и теперь ищущих для себя другую рыночную нишу.
Михаил Пашков, ab-solutions.ru
Добавить комментарий