Как открыть турагентство
Ежегодно в России открываются сотни туристических компаний. Только в Ростове каждый из нас постоянно сталкивается с рекламными предложениями незнакомых ранее туристических агентств.
К слову сказать, так же пачками многие фирмы и закрываются. Слишком насыщен рынок подобными предложениями.
И тем не менее, утверждать, что выходить на туристический рынок совсем безнадежное дело и нельзя. Даже сегодня остаются фирмы, которые, появившись позже многих «старожилов», заняли прочную рыночную нишу.
Главное заблуждение о туристическом бизнесе
Существует распространенное заблуждение о том, что открыть туристическое агентство проще простого: достаточно снять небольшой офис, посадить у телефона бойкую барышню — и деньги польются рекой.
На самом деле туристы не спешат расставаться с деньгами, тем более если туристическая компания им незнакома. Страшные истории девяностых о том, как мошенники собирали с доверчивых туристов деньги, а потом исчезали, еще живы в памяти россиян, и они скорее переплатят деньги проверенной фирме, чем решатся обратиться к новой компании.
Хотя на самом деле и переплатить сегодня за тур проблематично. Большинство тур-агентств работают с одними и теми же туроператорами (разработчиками туров), а значит, и предлагают одинаковые туры по стандартной цене.
Кстати, весь заработок турагентств складывается исключительно из комиссионных, которые выплачивают им туроператоры, и в большинстве случаев размер их не превышает 5-10%. Так что просчитать заработки средней туристической компании не сложно.
Легкий старт турагенства — не всегда легкий
Но начнем по порядку. Туристическая деятельность считается бизнесом, войти в который несложно. Достаточно стартового капитала в 10 000 долларов. Однако это нижняя планка, верхние могут достигать сотен тысяч долларов США. Западные турфирмы, выходя на московский рынок, вкладывают миллионы долларов инвестиций.
Итак, вы все же решили открыть турагентство. Прежде всего необходимо знать, что для получения лицензии на занятие туристической деятельностью необходимо соблюсти ряд требований.
А именно: в штате турагентства должно быть не менее 20 % работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в этой области не менее 3-х лет.
Сам же руководитель турфирмы обязан иметь высшее, среднеспециальное или дополнительное образование и стаж работы в области туризма не менее 3-х лет. Лицензия выдается Департаментом туризма Минэкономразвития России на 5 лет.
Еще один существенный момент: в пакет документов на подачу лицензии должна входить информационная справка об используемых для осуществления лицензионного вида деятельности объектах и помещениях.
А это значит, что независимо от того, получите вы или нет лицензию, снятым помещением на момент подачи заявления вам уже необходимо обладать. Учитывая, что решение о выдаче лицензии выносится в 60-дневный срок, можно просчитать заведомые убытки от аренды офиса, деятельность в котором пока не ведется.
Особенно если помнить, что для занятия туристической, деятельностью целесообразно снимать офисы в местах с наибольшей проходимостью, которые, по понятным причинам, стоят недешево.
Сняв офис, жизненно необходимо оборудовать его качественной связью. Несколько телефонов и выделенная линия в Интернет — необходимый минимум. Возможность в интерактивном режиме получить полную информацию о наличии свободных мест в отелях и авиабилетов — обязательное условие оперативности и, как следствие, выживания компании.
Когда стартовать турагенству?
Планируя открытие туристического агентства, обязательно учтите такой существенный для этой отрасли фактор, как сезонность. Пик продаж традиционно приходится на вторую половину апреля (к майским праздникам), июль — сентябрь и конец ноября — декабрь (новогодние туры). Самыми же мертвыми месяцами, безусловно, являются октябрь и январь — февраль.
Из всего вышеперечисленного следует, что, если вы планируете начать работу в разгар сезона, позаботиться о подготовке к открытию придется не менее чем за два месяца.
Тем более, что кроме лицензии вам необходимо получить сертификат, подтверждающий, что услуги, которые вы оказываете, соответствуют установленным стандартам качества. Третий документ, который вы обязаны иметь — гигиенический сертификат. Для его получения вам придется прослушать лекции о тропических болезнях и других опасностях, поджидающих доверчивых туристов.
Не забывайте, что для туристического агентства ключевое значение имеет рекламная компания. Традиционно основным рекламным носителем для туристических компаний небольшого городка остаются печатные СМИ.
Крупные турагентства позволяют себе радио- и телерекламу. Но это уже изыски. Что действительно имеет значение, так это броская вывеска и по возможности выносной штендер.
Так, по оценкам московских экспертов, до 25 % клиентов приводит в агентство именно красивая вывеска.
Естественно, интерьер офиса тоже не должен разочаровывать. Но здесь уже многое зависит от того, на какого клиента вы рассчитываете:
- Если вы предлагаете элитный отдых, то интерьер должен соответствовать уровню клиентов
- Если же вы специализируетесь на недорогих турах, то великолепие офиса может отпугнуть клиентов попроще.
Независимо от того, какой стиль интерьера вы предпочтете, одно должно быть неизменно: чем больше дипломов и сертификатов будет висеть у вас на стенах, тем большее доверие вызовет ваша компания в глазах клиентов. Хотя, естественно, не все так просто. Никакие сертификаты не заменят профессионализм сотрудников и рекомендации туристов. Можно утверждать, что именно постоянные клиенты и их знакомые приносят турагентству основную прибыль.
Вот как описала этапы становления туристического агентства на рынке редактор московского информационного агентства «Туринфо» Светлана Старцева в интервью «Бизнес-журналу»:
«Главное для любой начинающей турфирмы — наработать собственную клиентскую базу. На это потребуется как минимум год.
Если первый год для агентства — трудный по определению, то на второй наступает определенная эйфория: уже есть постоянные клиенты, появляются прибыли.
Наконец, переломным является третий год. Он психологически самый сложный: столь резкого увеличения клиентов и прибылей уже нет, большинство руководителей чувствует, что бизнес заходит в тупик. На этом этапе закрывается до 40% агентств. Зато те, кто выжили, уже окончательно закрепились на рынке».
И в заключение для полноты картины кратко рассмотрим возможные доходы агентства и основные расходы.
Текущие расходы, прежде всего, складываются из фонда заработной платы персонала, аренды офиса, затрат на рекламу и услуги связи.
Возможные доходы также достаточно прозрачны и зависят от количества проданных путевок. Для начинающего агентства удачными можно считать продажу порядка 50 путевок в месяц, в то время как крупное агентство в пиковый сезон может отправлять свыше 200 туристов. При средней стоимости тура (для провинции) в 400 долларов (40 долларов комиссионные) в разгар сезона реально заработать от 2000 до 8000 долларов.
Андрей Никитин, votur.ru
Добавить комментарий