Как составить бизнес план

biznes-planirovanie

Из этого материала вы узнаете, как составляется бизнес план, реально ли сделать это самому, и получите образец бизнес плана, который сможете скорректировать для собственных нужд.

Что такое бизнес план и зачем он нужен

Планирование бизнеса – залог успешной деятельности в любом начинании. Даже самые блестящие идеи, которые, на первый взгляд, привлекают высокой доходностью, требуют проверки и осмысления.

Бизнес план – это документ, в котором отражены основные стратегии ведения бизнеса с учётом необходимых затрат и возможных рисков. Такое планирование даёт составителю ориентир на конечный результат в денежном эквиваленте.

При составлении плана важно максимально трезво оценивать свои возможности на текущий момент, ставить перед собой реальные задачи, а  также подробно и детально прорабатывать пути достижения желаемой цели.

Нет чёткого шаблона, как составить бизнес план. У каждого проекта и расчёта свои задачи.

Бизнес планы пишутся по двум основным причинам:

  • Для собственных нужд

Самый подробный и правдивый из всех составлявшихся когда-либо вами документов. Такие расчёты лишены эстетики, служат в качестве рабочих инструментов для управления бизнесом. Как правило, подвергаются регулярной редактуре и динамично прогрессируют в условиях изменяющегося рынка.

  • Для предоставления в сторонние организации

Цель написания такого документа сводится к привлечению капитала со стороны, поиску инвестора.

Здесь огромное значение имеет:

а) Внешний вид (презентация, бумажный или электронный носитель, способ подачи на рассмотрение и др.);

б) Составление в соответствии с требованиями потенциального инвестора (у бюджетных и кредитных организаций могут быть четкие требования к форме и содержанию данного документа);

в) Убедить вложить средства именно в ваш проект, так как он оправдает все ожидания: принесёт прибыль, создаст рабочие места, поспособствует продвижению интересов займодателя в нужной ему сфере.

От идеи к плану (плюс образец бизнес плана)

Чем бизнес план отличается от бизнес идеи? Идея, это по сути мечта. Например, «хочу расписывать обои в новостройках и жить на гонорары заказчиков». А вот план, это уже четкий перечень фактов и расчеты, которые помогут понять что будет с вашей задумкой в процессе деятельности.

Бизнес план подчиняется SWOT-анализу, то есть должен включать в себя описание:

  • Strengths – сильных сторон вашего продукта/товара/бизнеса;
  • Weakness – их слабые стороны;
  • Opportunities – возможности, которые помогут легче достичь успеха;
  • Threats – угрозы, риски для дела.

Возвращаясь к примеру — риском может быть отсутствие подобных услуг на рынке или непредсказуемость результата творчества для заказчика, возможностью — художественное образование, слабой стороной — привычка работать на работе по найму, а сильной стороной — неожиданность и оригинальность услуги. В любом случае — бизнес план просто необходим.

После принятия решения о необходимости планирования будущего проекта, перед вами открываются возможные перспективы полностью довериться специалистам, или поразмыслить, как составить бизнес план самому.

Совместить оба варианта, составив план самостоятельно, привлекая специалистов для решения отдельных вопросов, вызывающих у вас наибольшие затруднения (анализ рынка, расчёт налогов и т.п.)

>>Образец бизнес плана (с возможностью скачивания и редактирования под ваш вид деятельности)

Cтруктура бизнес плана

Единственной пошаговой инструкции по составлению бизнес плана не существует. Поэтому, чтобы рационально использовать свое время и силы, просто двигайтесь по стандартной структуре бизнес плана.

Начните движение поэтапно, от простого (заполнения обложки) к сложному (подсчёту рентабельности).

Но не следует слепо доверять чужому шаблону. Доработать готовый план будет не сложно, имея некоторое представление о том, как должна выглядеть типовая структура такого документа.

Итак, какие блоки должен включать план, чтобы его принимали в банках и других конторах, и чтобы по нему можно было реально работать?

Типовая структура бизнес плана:

  • Титульный лист – несёт информацию об авторе проекта, его наименовании и дате составления бизнес плана. Может присутствовать наименование учреждения (инвестора), которому данный документ адресован;
  • Положение о конфиденциальности – регламентирует сохранность ваших данных раскрытых в документации;
  • Содержание – перечисление разделов и пунктов бизнес плана;
  • Резюме – кратко описывает суть дела, излагает саму идею, её актуальность, конкурентоспособность, перспективы развития и получения прибыли в обозначенные сроки;
  • Общие сведения о разработчике проекта – род деятельности и основные цели, производимая продукция (товары, услуги), адреса, контакты;
  • Исследование рынка — анализ рынка, товара и его конкурентоспособности;
  • План производства — нужно понимать, что
  • План маркетинга — план продвижения товара на рынке, реклама;
  • Финансовое планирование — анализ потенциальных доходов и расходов, рентабельности бизнеса.

Теперь затронем несколько важных моментов, которые помогут улучшить бизнес-план.

Исследование рынка

Что нужно реально знать о рынке, на котором вы будете работать?

  • Анализ отрасли. Нужно знать, есть ли уже такой продукт на рынке, кто его производит и в каких объемах. Может быть, товар в дефиците, а может быть конкуренты не могут продать свои запасы — от этого зависит, стоит ли заниматься этим продуктом вообще;
  • Анализ конкурентоспособности товара (услуги) среди аналогов (если подобные существуют). Нужно посмотреть, есть ли прямые товары — конкуренты, и есть ли товары — близкие заменители. Если есть аналоги и заменители — их тоже стоит включить в исследование;
  • Анализ образа потенциального потребителя. Надо понять, почему люди должны покупать именно у вас, а не у ваших конкурентов. Может быть ваш продукт другой, или у вас есть дополнительная гарантия, или больше комплектация? В общем именно то, что подтолкнет клиента к покупке;
  • Анализ возможных рисков и подбор вариантов для их устранения или минимизации. Подумайте заранее, что может пойти не так — это поможет «подстелить соломки»;
  • Маркетинг и реклама — как вы планируете продвигать товар (конкретно, с датами и цифрами затрат). Иногда для маркетинга пишут отдельный раздел бизнес плана;
  • Ценообразование. Нужно не просто привести варианты цены на товар, но и дать расчет этих сумм.

Финансовый план

Главное предназначение финансовый расчетов — убедить (вас или к примеру банк) что этот бизнес — стоящее и доходное дело.

Придется в подробностях рассчитать производство и себестоимость, определить цену, учесть сколько реально можно будет продать товара, подсчитать все затраты (издержки) и определить прибыль. Если всё сделано правильно, то сразу станет понятно, «стоит ли шкурка выделки»

Операционное планирование

Производственный план – пошаговое описание изготовления конечного продукта, от поставщиков сырья до рынка сбыта. Здесь будут раскрыты основные статьи затрат на оборудование, инструмент, транспорт – всё, что потребуется для успешного завершения технологического процесса;

Административный план

Калькулирует затраты на административно-хозяйственный аппарат. Может включать штатное расписание с указанием конкретных функций и предполагаемых заработных плат сотрудников фирмы.

Один из самых сложных и трудоёмких, он включает подсчёты капиталовложений в бизнес и прогнозируемые финансовые результаты от деятельности. Часто оформляется в виде таблиц. Рассчитываются показатели рентабельности и чистой прибыли.

Риски проекта – перечисление всех рисков, выявленных при анализе рынка, включая форс мажорные обстоятельства, и пути выхода из таких ситуаций;

Заключение и перечень приложенных документов – можно приложить документы подтверждающие право собственности на оборудование, помещение, договора с поставщиками, патенты на интеллектуальную собственность, таблицы расчётов. Любую значимую документацию, которая способна действенно повлиять на решение инвестора в вашу пользу.

Чистая прибыль

Получение чистой прибыли по результатам деятельности является основной задачей каждого коммерческого предприятия не зависимо от его размера и формы собственности.

Для расчёта чистой прибыли необходимы данные о размере:

  • Финансовой прибыли (инвестиционная деятельность, дивиденды) = финансовые доходы – финансовые расходы;
  • Прочей прибыли (от источников не связанных с основной деятельностью) = прочие доходы – прочие расходы;
  • Валовой прибыли (выручка от реализации – себестоимость);
  • Сумме налогов к оплате;

Чистая прибыль рассчитывается как сумма всех видов прибыли организации (балансовая прибыль) за вычетом налогов.

Рентабельность

Показатель рентабельности выводится в процентах. Он указывает на соотношение уровня затрат к финансовому результату. Без расчета этого показателя не может обойтись ни один бизнес план. Он сигнализирует об эффективности или убыточности проекта.

Рентабельность – это доля прибыли, приходящаяся на каждую единицу капиталовложений. Например:

Рентабельность от инвестиций = чистая прибыль / (собственные средства + долгосрочные вложения);

Рентабельность собственных средств = чистая прибыль /размер собственных средств.

Таким образом, можно рассчитать эффективность любого интересующего фактора.

Если ваше начинание требует внушительных капиталовложений, то лучше затратить немного средств на квалифицированную помощь в сложных расчётах, чем совершить досадные промахи в составлении бизнес плана. Такие ошибки могут привести к серьёзным убыткам в будущем.

Резюме

Этот блок плана пишется последним, поскольку в нем находятся основные итоги всего документа, краткие выходы с основным прогнозом по цифрам.

В резюме еще раз нужно пройтись по вопросам о производстве продукта, его себестоимости, продажам, величине затрат и чистой прибыли, персонал и необходимые финансовые вложения, описать источники вложений средств, оценить перспективы окупаемости бизнеса.

Итоги бизнес-планирования

Даже начинающим предпринимателям, при сильном желании можно разобраться, как составить бизнес план самостоятельно. Особенно хорошо это работает для малого бизнеса. Просто поверьте, что это вам по силам, начинайте собирать и структурировать информацию по блокам. Выбирайте из типовой структуры подходящие разделы, дополняйте важной для вашего проекта информацией.

Даже если в какой-то момент вы решите обратиться к помощи специалистов, вам станет понятнее качество полученного документа. В любом случае — начать самостоятельно это хорошая идея.

При этом, при составлении расчетов и и итогового документа стоит быть максимально честным. Вот почему: даже если план нужен для службы занятости или банка, если он будет составлен максимально честно, вы сможете по нему работать и реально оценить перспективы бизнеса. Если же сделать только документ для «дяди», в реальной жизни он вам ничем не поможет.

Поэтому тщательно продумывайте, прорабатывайте и просчитывайте каждый пункт своего бизнес плана. Правильное планирование бизнеса, ещё на стадии открытия, обязательно принесёт свои плоды в виде достойной прибыли.

Карта сайта

Новые материалы: